История породицы

Рассказ русского добровольца Кравченко Александра об одном сербе, его семье и его селе.

Породица – семья на сербском наречии.

Приключилось это  100 лет назад, а может, и 200, или даже 300. И случилась в  месте, где жило, да и сегодня живет черногорское племя Самарджичей — где-то между городами Билеча и Никшич.

Жил здесь на своих землях сербский род, славивший святого Георгия. Фамилий тогда не было люди, друг друга узнавали по племени и по крестной славе. Главу рода звали Коя, было у него 3 сына и дочь самая младшая семнадцати лет. Младшим сыном у Кои, как и водится в сказках был Иван или по-сербски Йован.

Жили люди эти хорошо,  всего у них было в достатке и солнце, и воды, и плодородной земли, и овец и другого скота.

Радовались они жизни, пока не случилась беда. Пришёл в их селения ага местный турецкий властитель. Был этот ага человеком жадным и порочным.

Сербы сами относили, все, что требовала от них турецкая власть. Но этот ага  решил пойти сам собирать харач, то есть дань. Было ему в сласть видеть унижения народа.

В селении рода Койи увидел он красоту младшей дочери главы рода.  И пожелал он, чтобы поставили шатёр и привели к нему её, чтобы забавляться с ней, как говорят в тех местах.Все члены семьи Койи  должны были сидеть вокруг шатра. Так турецкие аги  и беги усиливали унижение покорённых ими сербов.

Как раз в это время вернулся младший сын Иван из леса. Там он рубил деревья. Увидев шатёр, Иван  спросил, что здесь происходит, и услышишь ответ, вбежал в шатёр с топором в руках. Одним ударом он зарубил турка, ибо не могла душа его вынести боли от  унижения сестры и рода их. И не было в то время Ивану, сыну Койи,  даже 18 лет.

В ту же ночь всей породице Кои надо было бежать из родных мест. Пока турки не успели опомниться, и не послали схватить их. Пошли они лесными и горными дорогами искать другое место для жительства своего. Перешли Койичи в другую нахию,  так назывались в турецком царстве области.

Прошли они немало по горам, по лесам, пока не пришли в одно место недалеко от города Рогатица. Стали они пасти  свои стада, спускаясь от суровых горных пастбищ  все ниже к долинам изумрудной реки Дрины. И в месте называемым Хадровичи или по-другому Адровичи увидели они очень хорошие  левады (луга), добрые водные источники. Сама долина  была закрыты горами и  лесами от холодных ветров с севера от Рогатицы.

 Земли эти принадлежали турецким бегам по  прозвищу Хадрвичи. Старый Коя решили  тут остаться. Он договорился с бегами  и стали они здесь жить.

Иван — гайдук

Младший сын  Иван, пошёл своей дорогой и стал гайдуком.

Гайдуки были народными мстителями, они нападали на знатных турок и отнимали у них богатство. В лесах и горах скрывались они.

Гайдукские отряды собирались весной 6 мая в день памяти святого Георгия Победоносца, осенью 8 ноября  в день святого Дмитрия Солунского  отряды распускались на зиму. Так они между  праздниками  двух святых воинов, наводили страх на агарянских поработителе. Называлось это по-сербски — «Гайдучки састанак и гайдучки растанак».

10 лет  Иван был в гайдуках. Пока в одном месте не окружили их турки  и не взяли всех в плен. Отвели его в Сараево для казни.

В то время в городе  строили большой дом. Постройка этого дома для турок была очень важна, и строился он из больших камней, каждый из которых весил шесть пудов. А один из краеугольных камней был весом в двадцать пудов. И никто не мог поставить этот камень в нужное место.

 Привели тогда пленных гайдуков и предложили поставить этот камень. Сказал Иван Койич:

— Я поставлю этот камень, а вы за это не будете меня казнить смертью.

 Турки согласились.

Взял Иван  камень и понёс наверх. А сзади шёл и подталкивал его прикладом ружья  турецкий  стражник.

Несёт Иван этот камень, а он всё тяжелее и тяжелее, пот заливает глаза, земля уходит из под ног. И остаётся совсем немного, но силы покидают Ивана, ещё мгновение и он опрокинется назад  и покатиться вместе с камнем вниз…

В тот роковой час  стражник с силой ударил Ивана прикладом. От удара Иван упал не назад, а вперёд,  при этом уложив камень на его место.

 Не стали турки казнить Ивана послали его в на годы в темницу.

Долго или коротко он был в тюрьме, но все таки его отпустили на свободу. И отправился он жить туда, где жила его породица.

Иван нашёл своих родных, и решили  они купить  у бегов Хадровичей ту самую землю, которая им приглянулась, и на которой они уже за плату пасли свои стада.

 Были у Ивана — гайдука спрятаны сокровища, в горах, в пещере закопаны. Но открыто он не мог ими воспользоваться.

 Придумали они одну хитрость. Отнесли в дар бегу две кадушки  масла. В одну из них  положили золото, дукаты, всякие украшения. Стал бег  пробовать масло, зачерпнул  из бочки и увидел сильное богатство Ивана — гайдука. И согласился отдать, то есть подарить эту землю.

От того времени в селе Хадровичи, над самой Дриной стали жить сербы рода Койи – Койичи.

История Хадровичей

В древние времена в месте, называемом Хадровичи, тоже жили люди. Можно на кладбище увидеть надгробные камни – свидетельствующие о тех древних временах. На одном из камней можно увидеть очертания меча.

Древние жители Хадровичей  исповедовали не исламскую религию, а другую, которую называют богумильством. Богумилы это христианская секта, распространенная на Балканах в средние века. Но возможно здесь с древних времён жили православные люди. Как оно было на самом деле знают лишь надгробные камни Хадровичей.

Беги Хадровичи, получив деньги за землю, переселились в среднюю Боснию в  город Высоко. Но связи с Койичами  не теряли, Время от времени  навещали своё прежнее имение. Последний  раз  приезжали они в 1918 году.

Тем временем род Койичей расширился и наполнил всю ту землю. Жили они крепко, занимаясь в основном выращиванием овец и возделывая сливовые сады. Дома здесь были бревенчатыми, под высокими крышами, покрытых особой боснийской дранкой.

Сейчас в начале XXI века в этом селе живёт лишь одна женщина пенсионного возраста, так как Хадровичей уже почти нет. В XX веке три войны прошли через эти места. Во всех войнах Хадровичи горели, в  1915, в 1942 и в 1992 году.

Во время второй мировой войны жители  Хадровичей, как и все сербы из окрестных деревень  бежали за Дрину от террора усташей. Там они и оставались до конца войны. Во второй половине XX века многие Койичи покинули своё село, переселяясь в Вышеград и другие города Югославии.

Казачий тата

Тата на сербском тятя, батя, отец.

В 1960 году в Вышеград из Хадровичей переселился Радомир Койич. Здесь он выучился на работника лесничество. Создал семью, взяв в жёны девушку  Елену, из одного подринского села. Построил дом, недалеко от берега величавой Дрины. Родил двух детей  дочь Снежану и сына Драгослава.

Радомир был настоящим сербом. Во всех отношениях. Следовал он сербским обычаям. Славил славу свою — святого Георгия. Выполнял обязанности сезонные — Коптил мясо и сало, была у него своя собственные коптильня. И гнал, а точнее пёк, как говорят сербы, ракию из сладкой  подринской сливы. Сербы это делают в больших самогонных аппаратах, которые согревают дровами и называют казанами. И ракия  эта  была знатная. Пекут ракию обычно в ноябре.

Вообщем жила породица Радомира хорошо, как и все в то время в Югославии.

Но вот в 1992 году пришла беда,  началась очередная война. В подринье всё  было  было перемешано, сербы бежали от боснийцев-мусульман, а те в свою очередь от сербов. В конце концов в Вышеграде установилась сербская власть

В ноябре 1992 года напомощь сербам пришли русские добровольцы. Они честно и храбро сражались за своих братьев, за Православие, как и их предки в каждую подобную войну.

Сербы очень ценили русскую добровольческую помощь, и надо прямо сказать по настоящему любили наших парней. Невозможно им было спокойно пройти по улицам Вышеграда, их останавливали, жали руки, говорили добрые слова, обнимали,  приговаривая,- : «Мы братья по вере и по крови!», постоянно зазывали домой в гости, где старались угости самым лучшим. Всё это было приправлено южным, балканским темпераментом.

Как то во второй половине ноября 1992 года Радомир Койич затеял «печь» ракию. Процесс был в самом разгаре как Снежана дочь Радомира увидела проходящих мимо их дома группу русских добровольцев. Заметить их было не сложно, на них была добротная камуфляжная форма, югославской армии и черные русские береты с большой кокардой в виде двуглавого орла.

Снежана подбежала к  отцу, который сосредоточено, занимался выгонкой ракии  у казана, и сказала:

— Тата, там русские идут! Давай  позовём их на ракию!

Радомир согласился, и, выйдя на дорогу, стал махать рукой в след уже удалившимся добровольцам, призывая к себе:

— Хэй, русы, водка, ракия! Прейдите!

Добровольцы остановилась, их было трое, и все они были молодыми, развернулись и пошли на зов.

Познакомившись, у казана выпили по рюмки ракии. Больше не стали, сказали, что  командир у них строгий, пить алкоголь не велит.

С этого вечера началась дружба русских добровольцев с семьёй Койичей.

Эта дружба стала ярким событием в семье Койичей зимой 1992-1993годов, когда в Вышеграде находился отряд русских добровольцев и полусотня казаков. Особенно Радомира полюбили казаки, они называли его  — тата. то есть отцом.

Казаки и добровольцы приходили в дом Койичей, что бы за чашей ракии пообщаться, отдохнуть, узнать больше о сербах и рассказать,  о столь любимой здесь далёкой России.

Это было общение в кругу настоящей сербской породице. Радомир любил историю, выспрашивал много и сам рассказывал,  Снежана переводила, Елена готовила и угощала, Драгослав помогал.

Дом Койичей, как впрочем, и многие дома в Вышеграде, той зимой стал местом истинного  русско — сербского братства.

сентябрь 2021 года

Вышеград-Горни Милоновац – Москва

Каньон реки Дрина
Сербские гайдуки
Бревнара
Казан для ракии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.