Рассказ русского добровольца Кравченко Александра об одном сербе, его семье и его селе.
Породица – семья на сербском наречии.
Приключилось это 100 лет назад, а может, и 200, или даже 300. И случилась в месте, где жило, да и сегодня живет черногорское племя Самарджичей — где-то между городами Билеча и Никшич.
Жил здесь на своих землях сербский род, славивший святого Георгия. Фамилий тогда не было люди, друг друга узнавали по племени и по крестной славе. Главу рода звали Коя, было у него 3 сына и дочь самая младшая семнадцати лет. Младшим сыном у Кои, как и водится в сказках был Иван или по-сербски Йован.
Жили люди эти хорошо, всего у них было в достатке и солнце, и воды, и плодородной земли, и овец и другого скота.
Радовались они жизни, пока не случилась беда. Пришёл в их селения ага местный турецкий властитель. Был этот ага человеком жадным и порочным.
Сербы сами относили, все, что требовала от них турецкая власть. Но этот ага решил пойти сам собирать харач, то есть дань. Было ему в сласть видеть унижения народа.
В селении рода Койи увидел он красоту младшей дочери главы рода. И пожелал он, чтобы поставили шатёр и привели к нему её, чтобы забавляться с ней, как говорят в тех местах.Все члены семьи Койи должны были сидеть вокруг шатра. Так турецкие аги и беги усиливали унижение покорённых ими сербов.
Как раз в это время вернулся младший сын Иван из леса. Там он рубил деревья. Увидев шатёр, Иван спросил, что здесь происходит, и услышишь ответ, вбежал в шатёр с топором в руках. Одним ударом он зарубил турка, ибо не могла душа его вынести боли от унижения сестры и рода их. И не было в то время Ивану, сыну Койи, даже 18 лет.
В ту же ночь всей породице Кои надо было бежать из родных мест. Пока турки не успели опомниться, и не послали схватить их. Пошли они лесными и горными дорогами искать другое место для жительства своего. Перешли Койичи в другую нахию, так назывались в турецком царстве области.
Прошли они немало по горам, по лесам, пока не пришли в одно место недалеко от города Рогатица. Стали они пасти свои стада, спускаясь от суровых горных пастбищ все ниже к долинам изумрудной реки Дрины. И в месте называемым Хадровичи или по-другому Адровичи увидели они очень хорошие левады (луга), добрые водные источники. Сама долина была закрыты горами и лесами от холодных ветров с севера от Рогатицы.
Земли эти принадлежали турецким бегам по прозвищу Хадрвичи. Старый Коя решили тут остаться. Он договорился с бегами и стали они здесь жить.
Иван — гайдук
Младший сын Иван, пошёл своей дорогой и стал гайдуком.
Гайдуки были народными мстителями, они нападали на знатных турок и отнимали у них богатство. В лесах и горах скрывались они.
Гайдукские отряды собирались весной 6 мая в день памяти святого Георгия Победоносца, осенью 8 ноября в день святого Дмитрия Солунского отряды распускались на зиму. Так они между праздниками двух святых воинов, наводили страх на агарянских поработителе. Называлось это по-сербски — «Гайдучки састанак и гайдучки растанак».
10 лет Иван был в гайдуках. Пока в одном месте не окружили их турки и не взяли всех в плен. Отвели его в Сараево для казни.
В то время в городе строили большой дом. Постройка этого дома для турок была очень важна, и строился он из больших камней, каждый из которых весил шесть пудов. А один из краеугольных камней был весом в двадцать пудов. И никто не мог поставить этот камень в нужное место.
Привели тогда пленных гайдуков и предложили поставить этот камень. Сказал Иван Койич:
— Я поставлю этот камень, а вы за это не будете меня казнить смертью.
Турки согласились.
Взял Иван камень и понёс наверх. А сзади шёл и подталкивал его прикладом ружья турецкий стражник.
Несёт Иван этот камень, а он всё тяжелее и тяжелее, пот заливает глаза, земля уходит из под ног. И остаётся совсем немного, но силы покидают Ивана, ещё мгновение и он опрокинется назад и покатиться вместе с камнем вниз…
В тот роковой час стражник с силой ударил Ивана прикладом. От удара Иван упал не назад, а вперёд, при этом уложив камень на его место.
Не стали турки казнить Ивана послали его в на годы в темницу.
Долго или коротко он был в тюрьме, но все таки его отпустили на свободу. И отправился он жить туда, где жила его породица.
Иван нашёл своих родных, и решили они купить у бегов Хадровичей ту самую землю, которая им приглянулась, и на которой они уже за плату пасли свои стада.
Были у Ивана — гайдука спрятаны сокровища, в горах, в пещере закопаны. Но открыто он не мог ими воспользоваться.
Придумали они одну хитрость. Отнесли в дар бегу две кадушки масла. В одну из них положили золото, дукаты, всякие украшения. Стал бег пробовать масло, зачерпнул из бочки и увидел сильное богатство Ивана — гайдука. И согласился отдать, то есть подарить эту землю.
От того времени в селе Хадровичи, над самой Дриной стали жить сербы рода Койи – Койичи.
История Хадровичей
В древние времена в месте, называемом Хадровичи, тоже жили люди. Можно на кладбище увидеть надгробные камни – свидетельствующие о тех древних временах. На одном из камней можно увидеть очертания меча.
Древние жители Хадровичей исповедовали не исламскую религию, а другую, которую называют богумильством. Богумилы это христианская секта, распространенная на Балканах в средние века. Но возможно здесь с древних времён жили православные люди. Как оно было на самом деле знают лишь надгробные камни Хадровичей.
Беги Хадровичи, получив деньги за землю, переселились в среднюю Боснию в город Высоко. Но связи с Койичами не теряли, Время от времени навещали своё прежнее имение. Последний раз приезжали они в 1918 году.
Тем временем род Койичей расширился и наполнил всю ту землю. Жили они крепко, занимаясь в основном выращиванием овец и возделывая сливовые сады. Дома здесь были бревенчатыми, под высокими крышами, покрытых особой боснийской дранкой.
Сейчас в начале XXI века в этом селе живёт лишь одна женщина пенсионного возраста, так как Хадровичей уже почти нет. В XX веке три войны прошли через эти места. Во всех войнах Хадровичи горели, в 1915, в 1942 и в 1992 году.
Во время второй мировой войны жители Хадровичей, как и все сербы из окрестных деревень бежали за Дрину от террора усташей. Там они и оставались до конца войны. Во второй половине XX века многие Койичи покинули своё село, переселяясь в Вышеград и другие города Югославии.
Казачий тата
Тата на сербском тятя, батя, отец.
В 1960 году в Вышеград из Хадровичей переселился Радомир Койич. Здесь он выучился на работника лесничество. Создал семью, взяв в жёны девушку Елену, из одного подринского села. Построил дом, недалеко от берега величавой Дрины. Родил двух детей дочь Снежану и сына Драгослава.
Радомир был настоящим сербом. Во всех отношениях. Следовал он сербским обычаям. Славил славу свою — святого Георгия. Выполнял обязанности сезонные — Коптил мясо и сало, была у него своя собственные коптильня. И гнал, а точнее пёк, как говорят сербы, ракию из сладкой подринской сливы. Сербы это делают в больших самогонных аппаратах, которые согревают дровами и называют казанами. И ракия эта была знатная. Пекут ракию обычно в ноябре.
Вообщем жила породица Радомира хорошо, как и все в то время в Югославии.
Но вот в 1992 году пришла беда, началась очередная война. В подринье всё было было перемешано, сербы бежали от боснийцев-мусульман, а те в свою очередь от сербов. В конце концов в Вышеграде установилась сербская власть
В ноябре 1992 года напомощь сербам пришли русские добровольцы. Они честно и храбро сражались за своих братьев, за Православие, как и их предки в каждую подобную войну.
Сербы очень ценили русскую добровольческую помощь, и надо прямо сказать по настоящему любили наших парней. Невозможно им было спокойно пройти по улицам Вышеграда, их останавливали, жали руки, говорили добрые слова, обнимали, приговаривая,- : «Мы братья по вере и по крови!», постоянно зазывали домой в гости, где старались угости самым лучшим. Всё это было приправлено южным, балканским темпераментом.
Как то во второй половине ноября 1992 года Радомир Койич затеял «печь» ракию. Процесс был в самом разгаре как Снежана дочь Радомира увидела проходящих мимо их дома группу русских добровольцев. Заметить их было не сложно, на них была добротная камуфляжная форма, югославской армии и черные русские береты с большой кокардой в виде двуглавого орла.
Снежана подбежала к отцу, который сосредоточено, занимался выгонкой ракии у казана, и сказала:
— Тата, там русские идут! Давай позовём их на ракию!
Радомир согласился, и, выйдя на дорогу, стал махать рукой в след уже удалившимся добровольцам, призывая к себе:
— Хэй, русы, водка, ракия! Прейдите!
Добровольцы остановилась, их было трое, и все они были молодыми, развернулись и пошли на зов.
Познакомившись, у казана выпили по рюмки ракии. Больше не стали, сказали, что командир у них строгий, пить алкоголь не велит.
С этого вечера началась дружба русских добровольцев с семьёй Койичей.
Эта дружба стала ярким событием в семье Койичей зимой 1992-1993годов, когда в Вышеграде находился отряд русских добровольцев и полусотня казаков. Особенно Радомира полюбили казаки, они называли его — тата. то есть отцом.
Казаки и добровольцы приходили в дом Койичей, что бы за чашей ракии пообщаться, отдохнуть, узнать больше о сербах и рассказать, о столь любимой здесь далёкой России.
Это было общение в кругу настоящей сербской породице. Радомир любил историю, выспрашивал много и сам рассказывал, Снежана переводила, Елена готовила и угощала, Драгослав помогал.
Дом Койичей, как впрочем, и многие дома в Вышеграде, той зимой стал местом истинного русско — сербского братства.
сентябрь 2021 года
Вышеград-Горни Милоновац – Москва