Моё первое знакомство с военно- патриотическим движением.

О военно-патриотических клубах я узнал ещё в детстве, возможно из радио или телепередачи, а может быть из публикации в журналах «Костёр», «Техника Молодёжи» или ещё в каком-нибудь. В те времена дети много читали и ко многому стремились.

Встретиться с такими клубами и их представителями мне пришлось уже в юношеском возрасте в девятом или десятом классе. Это было в 80-х годах, тогда в школе учились десять лет. Учился я в 52-ой школе Караганды. Это большой индустриальный город, который расположен не только в середине Казахстана, но и в центре Евразийского континента. Для тех, кто не знает скажу, что Казахстан тогда был частью нашей великой родины, Советского Союза.

В конце учебного года все юноши должны были пройти военную двухнедельную подготовку в полевых условиях. Нас старшеклассников собирали и организованно вывозили на турбазу в район Каркаралинска.

Каркаралинск — это небольшой город, основанный сибирскими казаками в XIX веке. Здесь в казачьей семье родился знаменитый генерал, лидер Белого движения Лавр Корнилов. Окрестности города представляют оазис в великой степи. На сотни километров тянется равнина, где нет ни горок, ни деревьев, ни озер, а здесь … роскошный лес, скалистые горы, некоторые, из которых достигают высоты 1000 метров, много лесных озер с чистой и светлой водой.

Нас собрали на школьном стадионе, ровные ряды старшеклассников заняли по периметру весь стадион. Мы были похожи на настоящее войско. Накануне нам выдали единообразную форму. Выступали ветераны, военный комиссар, ответственный за призыв новобранцев в армию, советские чиновники и партийные функционеры. Все эти выступления на нас особого впечатления не производили. Потом предложили посмотреть показательные выступления военно-патриотического клуба «Кандагар». Кандагар — это город в Афганистане.

На поля выбежали ребята и девушки нашего возраста в военной форме с автоматами. Под духоподъёмную музыку они красиво воспроизводили приёмы рукопашного боя и элементы боевой акробатики. Все это было так необычно впечатляюще, казалось, что эти воспитанники клуба «Кандагар» совсем не такие как мы, какие-то особенные и очень красивые в своей форме. Потом представили руководителя клуба высокого подтянутого молодого мужчину в десантной форме, в голубом берете, сержанта, ветерана войны в Афганистане. Его облик был сама мужественность. Очень хотелось быть похожим на этих ребят и на этого сержанта-афганца. Чувствовалась что у них полная, осмысленная жизнь, совсем не такая как у нас, обычных старшеклассников.

Развитие военно-патриотических клубов в СССР началось с возвращения ветеранов, участников афганской войны (1979-1989 гг.). Это была настоящая война и позднесоветское общество к ней совершенно было не готово. Но очень у многих мальчишек той поры эта война и её участники были покрыты романтическим ореолом, очень хотелось попасть на войну, казалась там далеко в горах настоящие мужчины делают настоящую мужскую работу. Правда об этом нельзя говорить было в слух. Афганская война плохо воспринималась в обществе особенно у женской её части, в то время женщины уже стали главенствовать в различных сферах жизни, и воспитание было в основном женским.

С самого детства меня привлекала военная служба. Многие мальчики в то время мечтали быть военными. Мне даже хотелось поступить в Нахимовское училище в Ленинграде. Но все эти устремления не имели поддержки взрослых, а в юношеской среде развивалось циничное отношение к жизни и армии. Так что мечты у многих так и остались не реализованными

Когда через много лет я стал изучать историю военно-патриотического движения, то узнал, что первые клубы появились в 1970-х годах. Вероятнее всего их организаторами были ветераны Великой отечественной войны. В первых клубах не было военной и спортивной подготовки, они занимались изучением истории, уходом за памятниками, созданием школьных музеев. Их было не много, а появились они, потому что пионерская и комсомольская организации стали сильно формализоваться и уже не отвечали живым потребностям.

Афганская война дала новый толчок в развитии военно-патриотического движения. Ветераны, возвращавшиеся с войны по сути стали создавать собственную социальную среду на базе своих ветеранских объединений. Они сохраняли память о погибших товарищах, помогали в медицинской и социальной реабилитации другим ветеранам, в последствии они стали создавать и экономические структуры.

Важной частью «афганской» социосреды были военно-патриотические клубы. В таких клубах с юношами стали заниматься полноценной военной подготовкой, как правило по десантной методике, рукопашным боем. Популярность таких клубов была очень высокая. Быстро сеть клубов покрыла всю страну, в некоторых из них численность воспитанников доходила до нескольких сотен.

В юности мне так и не повезло стать воспитанником военного клуба. После окончания школы я попал в армию. А после армии уехал добровольцем воевать в Югославию за сербов. После войны остался в Сербской Боснии и поступил на юридический факультет университета Сербского Сараево.

В 1997 году мы, русские добровольцы, создали свою ветеранскую организацию — Отечественный Союз Добровольцев. Наш Союз был зарегистрирован, от городских властей города Пале, тогдашней столицы Сербской Боснии- Республики Сербской мы получили помещение под канцелярию.

Основной задачей Союза добровольцев мы видели в развитии связей с русскими патриотическими организациями. Самым успешным и плодотворным было сотрудничеством с Конгрессом русских общин (КРО), который возглавлял Дмитрий Рогозин. Русский доброволец Олег Валецкий, высказывался, что наш Союз должен устанавливать и развивать связи с российскими военно-патриотическими клубами. Но увы … до этого дело не дошло.

В 1999 году Югославия подверглась натовским бомбардировкам, а в 2000 году я вернулся в Россию.

Каркаралинские горы

Каркаралинские горы

Кравченко Александр

Глава из книги «Стягъ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *