Сражение произошло 21 сентября (по старому стилю 8 сентября) 1380 года. В этот день Православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. В битве сошлись русская рать великого князя Димитрия, в последствии названным Донским, и татарская орда темника Мамая, которого в просторечье называли ханом. Об этом событии мы знаем из летописей и житий святых. Куликово поле находится в месте, где река Непрядва впадает в реку Дон. Сегодня это Тульская область.
Мамай проиграл битву, ещё не начав её, потому что возгордился, его уже не удовлетворяла дань, он вознамерился покорить всю Русскую землю и стать её единовластным властителем. Прозрев пагубную гордыню Мамая и видя смирение князя Дмитрия, преподобный Сергий Радонежский благословил русского князя на битву. Преподобный дал князю двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые до ухода в монастырь были воинами-единоборцами. Это было время великих подвигов и свершений — духовных и ратных.
О духовном значении Куликовской битвы я узнал в середине 1990-х годов в Сербской Боснии от сельского философа Мирослава Топаловича. Именно он мне объяснил духовные причины поражения Мамая и источник победы князя Дмитрия. В детстве и юности я увлекался историей, знал конечно и о битве. Но то, что мне рассказал серб было для меня ново. Именно эти духовные знания о битве хранит наша Церковь.
Биться в открытую с татарами русским было в новь. После страшных поражений в середине XIII века у русских возник комплекс неполноценности, татары считались непобедимыми. И необходимо было иметь много мужества, чтобы выйти на битву с ордами Мамая.
Дмитрий Донской, духовно укреплённый преподобным Сергием Радонежским, собрал рать со всей русской земли и привёл на Куликово поле. В Мамаевом войске были и представители западной цивилизации – генуэзские наёмники арбалетчики, которых на Руси называли фрягами, они прибыли из Крыма, где у Генуи были колонии.
Русские перешли реку Дон, оставив её в своём тылу, чтобы даже не было мысли об отступлении, надо было или победить или умереть. Сам князь встал в ряды простых ратников.
Битва началась на рассвете поединком татарского батыра Челубея и русского воина- монаха Пересвета, это имя русского воина значит блистательный. В поединке оба воина погибли, но Пересвет удержался на коне, и это было добрым знаком для русских.
В 1980 году, ещё при Советском Союзе, вышел удивительный мультфильм, посвящённый Куликовской битве. В нём отражены все важнейшие аспекты сражения. В мультфильме смертельно раненый Пересвет обращаясь к Богородице произносит:
— Больно мамо!
— А ты спи светик, спи! — отвечает она ему.
Мамаевцы ринулись со страшной яростью вперед, намереваясь в первом мощном порыве снести русские ряды. Русские сражались стойко и упорно, не жалея своих животов. Но непобедимые татары ломились вперед. Они прорвали передовой полк, врезались в основные силы русских воинов и смяли их. Русских прижали к реке.
И в этот критический момент с восточной стороны, из зелёной дубравы, по татарам в их тыл и фланг ударил русский засадный полк. Удар этот был настолько сильный и неожиданный, что ордынцы, уже считавшие себя победителями, смешались и утратили свой боевой пыл. Основные силы русских оправились и с неудержимостью погнали татар от Дона. Сопротивление врага вскоре прекратилось, и он обратился в беспорядочное бегство. Русские гнали татар ещё 50 верст. Это была полная победа.
Сам князь в битве был оглушен, когда его подняли и он увидел поле Куликово, усеянное телами погибших воинов, он повелел учредить ежегодное поминовение погибших в первую субботу после праздника святого Дмитрия Солунского (8 ноября). Этот святой был небесным покровителем князя Дмитрия. С этого дня по сей день в Русской церкви есть Дмитриевская родительская суббота, когда поминаются все усопшие.
История дана людям чтобы учиться. В древности русские называли историю повестью, ибо она приносит вести из прошлого, на значении которых нам необходимо устраивать свою жизнь. Главным посланием Куликовской битвы является важность сохранения русского единства. Известно, что на битву пошли москвичи, тверичи, владимирцы, рязанцы, а с победной битвы вернулись русские.
В московском донском монастыре хранится Донская икона Божьей матери. По преданию эту икону перед битвой преподнесли князю Дмитрию донские казаки. Это случилось 1 сентября 1380 года, за 20 дней до битвы, поэтому этот день с недавних пор считается днём российского казачества.
Военную хитрость с засадным полком придумал воевода Боброк, выходец с волынской земли, сегодня это западная Украина. В битве сражались два брата-князя полоцкие Андрей и Дмитрий, Полоцк — это сегодня белорусская земля. В те времена украинские и белорусские земли входили в состав Великого княжества Литовского, которое было враждебно настроено к русскому Московскому княжеству, и даже намеривалось поддержать Мамая. Но несмотря на это, представители белорусских и украинских земель приняли участие в битве.
Участие в Куликовской битве Боброка Волынца, князей Полоцких, донских казаков есть важнейшее послание для нас о сохранение русского единства.
Куликовская битва является одним из краеугольных камней, на которых стоит русское государство.
Александр Кравченко
21 сентября 2023 года