Общее состояние дел в настоящий момент в нашем Отечестве требует от каждого русского человека самых решительных действий в тех областях жизни, в которых он разбирается. Обстановка требует, чтобы неравнодушные, патриотически настроенные русские люди всё больше, по собственной инициативе, проявляли себя в сферах, которые всегда являлись прерогативой государства. При полной недееспособности современного Российского государства, активность отдельных людей сможет не только затормозить губительные процессы, но и возможно коренным образом изменить саму ситуацию.
В связи с этим мы предлагаем сугубое внимание обратить на развитие военно-патриотического воспитания, возможности которого сегодня в патриотической среде совершенно недооцениваются.
Возникновение системы самоинициативного военно-патриотического воспитания, как правило, являлось определённым ответом не совершенно неприемлемую для неравнодушных людей ситуацию в области состояния обороноспособности страны, морально-физического состояния молодёжи, а также состояния, в котором под угрозой находится само существование народа и его ценностей. В качестве примера может послужить повсеместное создание военно-патриотических клубов в середине 1980-х годов. Тогда, возвращавшиеся из Афганистана ветераны, убедившись на собственном примере в несостоятельности системы начального военного образования, стали самоинициативно заниматься военно-патриотическим воспитанием молодёжи. При этом надо отметить, что патриотическому воспитанию отводилось такое же по важности место, как преподавание военно-прикладных дисциплин.
Сегодня военно-патриотическое воспитание имеет более широкий спектр задач, чем это было в середине 1980-х годов. Сейчас, когда в России имеется сотни военно-патриотических клубов разных направлений, перед руководителями этих клубов стоит новая и очень важная задача — создание единой системы военно-патриотического воспитания в России. Причины, оправдывающие такое движение, являются следующими.
Первое — это драматическое состояние вооружённых сил страны. Можно с уверенностью утверждать, что военно-патриотические клубы — при их объединении — могут составить настоящую армию, по своей боеспособности и морально-психологическому состоянию не уступающую, а, возможно, и превосходящую современные российские Вооружённые силы. Вторая причина — это современное состояние молодёжи, которая стоит очень далеко от традиционных форм воспитания, для которого любовь к Родине и стремление к её защите являются основополагающими. Третья причина — необходимость расширения сети военно-патриотических клубов. Потребность в неформальной военно-патриотической работе в обществе очень велика, но создание военно-патриотических клубов связаннj с решением многочисленных проблем. Поэтому всероссийская система военно-патриотического воспитания должна не только объединять существующие военно-патриотические клубы, но и активно содействовать их созданию.
Учитывая всё вышесказанное, чрезвычайно полезным будет рассмотреть опыт организации «Сокол», которая более 100 лет назад успешно решала все вопросы, стоящие сегодня перед военно-патриотическим воспитанием в России и в других православных государствах.
* * *
Спортивно-патриотическое общество «Сокол» появилось в 1863 году, прежде всего, в Чехии, а также в других славянских областях Австро-Венгрии. Создание этой организации по сути явилось актом самоорганизации чехов, словенцев, сербов и других перед угрозой онемечивания этих народов. Формой подобной самоорганизации была выбрана система нравственного и физического воспитания молодёжи. Основателем системы «Сокол» стал Мирослав Тырш. Он разработал основы сокольской подготовки. За короткое время по всей Чехии образовалось множество сокольских обществ, в которых общение велось исключительно на чешском языке, что для того времени было значительным прорывом.
Идея общеславянской системы воспитания молодёжи быстро распространилась по славянским землям Австрии. Словенцы, создав в Любляне аналог чешского гимнастического общества, предложили единое название для всех подобных обществ. Они предложили назвать их «Сокол»; самим же чехам хотелось назвать организацию «Орёл».
Сокол — птица особая в традиционной славянской культуре. Сокол у словен — это не просто эпический образ, но конкретная степень воинской иерархии. В старину эти степени (кроме сокола, были ещё: витязь, воин, ратник и др.) имели более глубокий духовный смысл, нежели современные воинские чины и звания. Данная система воинских степеней была известна всем славянским племенам, точно так же, как и глаголица; слово «сокол» на всех славянских языках звучит одинаково.
Из южных провинций Австрии сокольское движение распространилось в Сербию, а затем — в Болгарию. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. с этими идеями познакомился генерал Скобелев, который и по сей день почитается, как основатель сокольства в России. Офицерами русской армии при помощи сокольской методики, были созданы на территории Болгарии повстанческие отряды; в одну ночь эти болгарские сокольские отряды ликвидировали турецкие гарнизоны в южной Болгарии.
Идея сокольства настолько вдохновила русских офицеров, что первое сокольское общество появилось в России в Санкт-Петербурге уже в 1878 году. Его создали офицеры-гвардейцы, участники Балканского похода. Вскоре сокольские общества стали появляться во многих городах России. Точно не известно, кто создал первое сокольское общество в Москве, но совершенно точно известно, что второе общество основал Владимир Александрович Гиляровский.
Большую роль в распространении сокольской системы сыграли наставники из Чехии. Их было много, и они совершенно добровольно пропагандировали среди русских всеславянскую систему воспитания. Одной из главных основ этой системы была гимнастика Мирослава Тырша, особенность которой заключалась в использовании для своей защиты подручных средств, в частности, шеста, а также слаженные совместные действия сокольских отрядов. Можно вспомнить пионерские «пирамиды», которые легко и непринуждённо строились и рассыпались гимнастами. В основе этой пионерской гимнастики лежит сокольская система Тырша. После русско-японской войны сокольская гимнастика была положена в основу физического воспитания в русской армии и в средних учебных заведениях.
До 1907 года гимнастическим обществам, которые уже распространились в России, не разрешалось называться «сокольскими», так как Правительство не хотело осложнять отношения с Австро-Венгрией. После того, как главой правительства стал Пётр Аркадьевич Столыпин, русским гимнастическим обществам официально разрешили называться по имени своего всеславянского прародителя. К этому времени сокольские общества были распространены в Чехии, Словении, Словакии, Боснии, Сербии, Болгарии, Галиции (тогда входившей в состав Австрии). Таким образом, весь славянский мир был охвачен единой системой спортивно-патриотического воспитания, которая имела общую организационную структуру, методику и символы. Ни до, ни после этого не существовало такого глубокого единения славянских народов. В 1912 году в Праге состоялся Всеславянский слёт сокольских организаций. Русскую делегацию (она насчитывала 3000 человек) проверял лично государь-император Николай II. Участники слёта единогласно выбрали в качестве общего знамени русский бело-сине-красный флаг, недвусмысленно заявив о стратегических целях «Сокола». Чешский народ восторженно приветствовал участников слёта, видя в них прообраз не только будущих чешских вооружённых сил, но и всеславянского войска.
* * *
После начала Первой мировой войны наставники и руководители сокольских обществ России и Сербии ушли на фронт. В Австрии «Сокол» был запрещён. Напомним, что Гаврила Принцып был членом сокольского общества. Молодёжь в Хорватии и Словении подверглась серьёзной обработке, вместо сокольских обществ там начали создавать католические молодёжные организации. В свою очередь, чехи и сербы, военнослужащие австрийской армии, в массовом порядке переходили на сторону союзных армий, в основном российской. Впоследствии они стали основой чехословацкого корпуса и югославянской дивизии. В немалой степени этому способствовала довоенная работа сокольских обществ.
Коммунисты изначально негативно относились к сокольскому движению. Вероятно, они видели в «Соколе» и в его идеологии мощного конкурента. После прихода к власти большевиков, члены сокольских обществ, в основном, встали под знамёна Белого движения. Другая часть «соколов», оставшаяся на территории Советской России, была вынуждена, по указу коммунистических властей, пройти регистрацию на предмет работы во «Всевобуче». В 1923 году по этим регистрационным спискам все «соколы» были уничтожены. Впоследствии сокольские общества были запрещены и в других славянских странах, где к власти, после Второй Мировой Войны, пришли коммунисты. Интересно, что в титовской Югославии скауты не были запрещены и вполне мирно сосуществовали с пионерами. Сравнивая скаутское и сокольское движения, необходимо развеять миф о том, что скауты стали родоначальниками военно-спортивных движений. «Сокол», как уже говорилось, появился за сорок лет до возникновения первых скаутских отрядов. Скаутов просто-напросто, как сейчас говорят, «раскрутили» всей мощью англосаксонского пропагандистского аппарата, имея целью через скаутов распространить во всём мире англосаксонское мировоззрение и образ жизни. Кроме того, совершенно не состоятельно утверждение о скаутском движении как о внеполитическом. Скауты изначально возникли, как система подготовки молодёжи для службы в вооружённых силах Англии, которые, естественно, решают чисто политические задачи в интересах своего, английского народа. Славянская система молодёжного воспитания «Сокол» не вписывается в систему всеобщего преклонения западным ценностям и, поэтому, подвергается гонениям и замалчиванию.
После исхода части русского народа за рубеж, сокольские общества стали одной из главных общественных организаций, объединявших разные слои русского общества в рассеянии, практически во всех странах. Центром русского сокольского движения в тот период стало королевство Югославия.
Сербы и другие южнославянские народы, как уже говорилось выше, стразу же с воодушевлением восприняли идею всеславянской организации «Сокол». В Сербии, а затем и Югославии «Сокол» получил широкую государственную поддержку. Сам Александр I Карагеоргиевич был почётным старостой всего южнославянского «Сокола».
«Русский Сокол» на территории Югославии имел такие же права, как и югославский, при этом он действовал как национальная организация. В то время общесокольская активность была очень высока. Регулярно устраивались слёты национальные и общеславянские. Сокольские общества в Югославии и Чехословакии пользовались большими льготами в вопросах передвижения по стране, организации лагерей и приобретения движимого и недвижимого имущества. До сих пор по многим, даже небольшим, городам Сербии можно видеть большие и добротные здания сокольских домов, которые покрыли в 1930-х годах всю Югославию. Общее число «соколов» в славянских странах приближалось к миллиону человек. Русские белые офицеры активно включились в работу сокольских организаций, и не только русские. С этого времени русский и югославский «Соколы» приобретают всё более военизированный характер. Члены сербского «Сокола» стали основой национального четнического сопротивления в годы Второй мировой войны. Сокольская организация между двумя войнами играла большую роль в деле сохранения национальной самобытности лужицких сербов, маленького славянского народа, проживающего на территории Восточной Германии.
Нацисты питали не меньшую ненависть к «Соколу», чем коммунисты. По мере германской агрессии в Восточной Европе закрывались сокольские общества. Сначала был закрыт «Сокол» в Лужицкой Сербии, затем в Чехословакии и, наконец, в Югославии. После оккупации последней в апреле 1941 года прекратил свою деятельность «Русский Сокол»
После Второй мировой войны русские люди пытались возродить сокольские общества в Западной Германии. На сегодняшний день общества существуют в русском зарубежье (в Лос-Анджелесе и в Сан-Франциско), а в Нью-Йорке издаётся бюллетень «Пути русского сокольства».
* * *
Оторванность от русской земли привела к постепенному угасанию большинства эмигрантских русских организаций. «Союз Русских Соколов» к концу 1980-х годов уже находился в фазе активного угасания, а его члены, — в основном, пожилые люди, — могли заниматься лишь воспоминаниями о славном прошлом сокольской организации. Новую жизнь «Русский Сокол» обрёл уже в России. В 1991 году ветераны-афганцы, руководители военно-патриотических клубов, при содействии офицеров ГРУ, возродили сокольскую организацию. Первым её руководителем стал известный деятель военно-патриотического воспитания (к сожалению, уже покойный) Николай Алексеевич Джанумов.
Сначала организация объединяла клубы Москвы и Московской области. В 1993 году в состав «Русского Сокола» вошёл клуб из Десногорска (Смоленская область) — и, таким образом, организация стала приобретать всероссийский характер. Уже в следующем, 1994 году, ветераны-соколы из Сан-Франциско передали возрождённому в России «Соколу» исторические знамёна организации..
В силу ряда причин, — прежде всего из-за общего духовного хаоса в России в 1990-х годах, — «Русский Сокол» не смог стать действительно всероссийской организацией военно-патриотического воспитания молодёжи, необходимость которой стала очень остро ощущаться после натовских бомбардировок Югославии. Тем не менее, история сокольских организаций, а также существование «Союза Русских Соколов», как одного из немногих объединений военно-патриотических клубов, может в ближайшее время сыграть важнейшую роль в формировании системы общественной безопасности страны.
Кравченко Александр