Как казаки в Сербской Боснии в баню ходили.

Сочинение русского добровольца Александра Кравченко об особенностях быта русских добровольцев во время Отечественной войны сербского народа в Боснии и Герцеговине (1992-1995 гг.)

Во всех славянских языках слово баня обозначает место, где человек моется, приводит тело свое в чистоту. Это понятие также связывается с местом, где люди оздоровляются.

Слово и явление это очень древнее, оно не только относится к временам славянского единства, но и к единству более древнему ведическому, индоевропейскому, а это поменьше мере 5000 лет тому назад. Об этом свидетельствует древнеиндийское слово «Бад, бадья» — обозначающие место для купания.

Но есть и определённые различия в понимании слова баня у разных славянских народов. В русском языке слово баня означает особое, по определённым правилам устроенное место, банями также называют места, где парятся и моются по правилам других народов по типу финской сауны или турецкого хамама.

Сербы и вообще южные славяне не знаю такого вида бани, которую мы называем русской, что может косвенно подтвердить версию о том, что русские заимствовали это явление у финно-угорских народов. При этом в сербском языке есть слово баня, и оно означает место для купания (в основном у жителей Боснии и Герцеговины) и место для оздоровления связанное с водой. Уже в XIX веке в Сербии так стали называть организованные по европейскому принципу санатории.

***

На войне вопросы телесной чистоты стоят очень остро. Порой мыться не где и даже нечем. Вспоминаю как во время сиденье на высоте Заголовак под городом Вышеград в Сербской Боснии, нам приходилось мыться снегом, и не только лицо, но и другие части тела. Очень ярко в этом проявлял себя Юлик, доброволец из Киева.

Еще вспоминаются  рассказы нашего преподавателя Начальной военной подготовки, ветерана Великой Отечественной войны. Он рассказывал, что во время войны очень сложно было решать вопросы помывки. Приходилось постоянно двигаться, в своих окопах сидеть и в  немецких. Все зависело от грамотного старшины, который сможет при первой же возможности организовать баня в любом селении для солдат, где есть хотя бы мало-мальски сохранившиеся дом. Очень важно было пропарить одежду, белье. В этом смысле русские, по словам нашего военрука, всегда отличались от немцев большей сообразительностью.

Во время войны в Боснии мыться было не так сложно, как во время Великой Отечественной. И всё равно помывка и стирка была проблемой.

Когда наш Второй русский добровольческий отряд находился в городе Вышеград, в самом городе не было не только горячей, но и вообще воды – водопровод работал с перебоями. 

Первый раз нас отвезли на военную базу Вардиште, почти на границе с Сербией. Там был  душевой комплекс для солдат, но тёплой воды почти и не было. Второй раз нас возили мыться в район санатория «Вилина Влас» в пяти километрах от города. Там нас распределили по особым бунгало, которые были построены в середине 1980-х годов для японских инженеров, участвующих в строительстве Вышеградской гидроэлектростанции. В бунгало мы могли в душе помыться.

Некоторые добровольцы выходили из положения, так что договаривались с местными жителями, чтобы у них совершить помывку.

Однако надо признать, что мы были довольно ленивы. Вполне можно было бы организовать отличную полевую баню в горах, на самом Заглавке, где нам пришлось сидеть целый месяц. Ведь там было достаточно снега, из которого можно было добыть  воду, там также были камни и дрова. Но больше на что нас хватило это обтираться снегом. В другом месте на горе Яхорина, где располагалась база сербско-русского спецназа «Белые волки», русский доброволец по прозвищу Боцман сделал настоящую русскую баню в брезентовой палатке.

Жили казаки за околицей

В самый новый 1993 год в Вышеград прибыл казачий отряд — самое крупное русское добровольческое подразделение в той войне. В этом отряде было 50 казаков, хотя около 10 из них во главе со своим командиром по имени Максай отправились по просьбе сербов в город Скилани. Накануне противник прорвался и окружил этот городок на берегу реки Дрина.

Казаки были самые настоящие и по виду и по духу и по удали и лихости. Сербы на них возлагали особые надежды, говоря: «Козаци найболе!», то есть – А,  казаки то лучше!. В смысле лучше, чем добровольцы, правда им невдомек было, что половину отрядов добровольцев составляли те же казаки.

Разместили их в пригороде Вышеграда в местечке, именуемом Околиште, название созвучно нашей русской околице. Одним словом жили казаки за околицей.

Казаки получили оружие, форму и стали воевать, выезжая в горы. Фронт тогда находился недалеко от города. После каждого боевого выезда возвращались на Околиште, где и решали свои бытовые вопросы.

Помывка, как и прежде, была проблемой. В помещение, которое являлось казармой, были две душевые комнаты с электрическими бойлерами для нагрева воды. Однако в то время перебои были  и с водой и с электричеством. А война как война и казарма как казарма. В общем, вопрос о коллективной помывке возник сам собой.

Казакам сообщили, что они в скорости посетят Вышеградскую баню. Сказано это было именно так как написано. При этом сербы и казаки под словосочетанием Вышеградская баня каждый понимал свое.

Казаки как истинные русские люди стали готовиться в баню знаемым образом — выслав отряд в ближайший лес за банными вениками. По причине зимнего времени веники  можно было заготовить только дубовые или хвойные.

1000 лет назад Нестор летописец устами апостола Андрея описывает русскую баню такими словами:

„Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно,;.

На древнерусском это звучит более выразительно:

«Дивно видѣхъ землю Словеньску . идущю ми сѣмо. видѣхъ банѣ древѧны . и пережьгуть ӕ велми . и съвлекутсѧ и будуть нази . и ѡбольютсѧ мытелью . и возмуть вѣникъı . и начнуть хвостатис̑ . и того собѣ добьют̑ ѡдва вылѣзуть ле  живы . и обольютсѧ водою студеною . и тако ѡживут̑ . и тако творѧть по всѧ дн҃и .»

Святой Нестор описывает события которые случились за 1000 лет до него. От нас же эти события удалены на 2000 лет. Значит словени на северо-западе современной России баней именовали место, где в пару хвостаются вениками. Но и тогда и через 1000 лет и сейчас другим славянам о том не ведомо.

Вот и случилась коллизия, забавное недопонимание. Вместо деревянной бани, пара от камней и кваса кожевенного увидели казаки бассейн с голубой радоновой водой. До сих пор смеются они, вспоминая этот поход в бассейн с дубовыми вениками. Две  славянских традиции, разошедшиеся в древние времена сошлись на земле в Сербской Боснии.

Поплавали тогда на славу. Внешний вид у казаков был суровый, у многих были длинные  бороды. В водах бассейна эти старообрядческие бороды плавали далеко впереди своих владельцев. Особенно в этой связи запомнился казак из Риги Артур Артурыч у коего борода была как у генерала Скобелева.

Справедливости ради надо отметить что в местности именуемой Вышеградская баня есть не только отель-санаторий «Вилина Влас». Здесь в узкой, густопоросшей хвойным лесом долине на поверхность выходят источники теплой радоновой воды. Люди с древних времён заметили целебность этих вод, поэтому за этим местом и закрепилось такое название. Есть здесь и старинные купальни одна из которых как говорят была построена  в 1575 году, во время строительства Вышеградского моста, камень для которого добывали как раз в этих местах.

Воспоминания командира 2-го Русского добровольческого отряда Мухарева Александра :

Был несколько раз в старой, ещё построенной турками купальне. Первый раз нас привезли после многочасовой ночной засады в горах. От долгого неподвижного лежания на холодной земле, ещё снега было не много, мы продрогли до самых костей, до последнего закутка в организме. Декабрь месяц на дворе. Никто в эту ночь на тропе не появился. С трудом добрались до грузовиков. Нас буквально закидывали в кузов. Поехали прямым ходом, отогреваться, как нам сказали, на горячий источник. Именно это нам было крайне необходимо. На самом деле вода была чуть теплая. За счёт чего она нагревалась под землёй не понятно. Может рожон тому способствует? Не горячая, чуть теплая. Делать нечего — залезли по самые уши в купель и сидели, потихоньку оттаивая. В воде вообще и в родоновой тоже, есть какие-то магические свойства. Примерно через час в жилах забурлила кровь, образовалась бодрость духа и желание прямо сейчас отправиться обратно в горы!

Баня Вручица (Республика Сербская) – Москва, апрель 2019- март2012

Казаки в Сербской Боснии
Вышеградский мост
Древняя вышеградская баня-купальня
Санаторий «Вилина влач»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.